Развитие навыков живописи, передача в рисунке перспективных явлений на основе собственных наблюдений. Зарисовка пейзажа проводится с натуры или по памяти в зависимости от местных условий. Если есть возможность вывести учащихся в сад, в поле или на опушку леса, надо непременно воспользоваться этим. Если такой возможности нет, надо на предыдущем уроке дать учащимся задание понаблюдать ту или иную часть улицы, сада, сквера (учитель заранее определяет, какую). А здесь https://papik.pro/ можно посмотреть уже нарисованные красивые работы.
Вначале проводится беседа о принципах изображения: необходимость большого обобщения, умение видеть предмет (постройку, лес) в целом, определять цветовые отношения неба к земле, лесного массива вдали к лежащему перед ним полю и к небу и т. п. При композиции пейзажа нужно показать детям, как определяются ближний, средний и дальний планы. На уроке в классе объяснение проводится на примере репродукций с картин разных художников.
Но лучше, конечно, связать объяснение с непосредственными наблюдениями школьников в натуре. Для практической работы выбирается сложный пейзаж с одним или несколькими деревьями, уходящей вдаль дорогой, тропой, речкой или просто открытым пространством. На исполнение подготовительного рисунка затрачивается 8—10 мин. В цвете решении основное внимание обращается определение отношений цвета и тона неба и земли, дальнего и переднего планов, трав и зелени деревьев.
При исполнении пейзажа по этапам в классе больше внимания уделяется композиции, рисунку и тоновому решению пейзажа, так как цветовые отношения ребята не имеют передать по памяти. Урок заканчивается краткой беседой о летнем рисовании. Учитель советует ребятам больше рисовать с натуры карандашом, акварелью, гуашью, делать наброски людей, животных птиц, зарисовывать отдельные деревья, стройки, рисовать красками цветы, грибы, ягоды, насекомых, писать этюды, сочинять композиции. Осенью в школе устраивается выставку летних работ учащихся.